Статья 18. Признание недействительными условий договоров, которые ограничивают права потребителя

1. Продавец (исполнитель, производитель) не должен включать в договоры с потребителем условия, которые являются несправедливыми.

2. Условия договора являются несправедливыми, если вопреки принципу добросовестности его следствием является существенный дисбаланс договорных прав и обязанностей в ущерб потребителя.

3. Несправедливыми являются, в частности, условия договора об:

увольнении или ограничении юридической ответственности продавца (исполнителя, производителя) в случае смерти или повреждения здоровья потребителя, вызванных действиями или бездеятельностью продавца (исполнителя, производителя);

исключении или ограничении прав потребителя относительно продавца (исполнителя, производителя) или третьего лица в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, производителем) договорных обязательств, включая условия о взаимозачете, обязательстве потребителя по оплате и его требований в случае нарушения договора со стороны продавца (исполнителя, производителя);

установлении жестких обязанностей потребителя, тогда как предоставление услуги обусловлено лишь собственным усмотрением исполнителя;

предоставлении возможности продавцу (исполнителю, производителю) не возвращать средства на оплату, осуществленную потребителем, в случае отказа потребителя заключить или выполнить договор, без установления права потребителя на получение соответствующей компенсации от продавца (исполнителя, производителя) в связи с расторжением или невыполнением им договора;

установлении требования относительно уплаты потребителем непропорционально большой суммы компенсации (свыше пятидесяти процентов стоимости продукции) в случае невыполнения им обязательств по договору;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права расторгнуть договор с потребителем по собственному усмотрению, если потребителю такое право не предоставляется;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права не возвращать денежные средства на оплату непредоставленной продукции в случае расторжения договора по инициативе продавца (исполнителя, производителя);

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права расторгнуть договор, заключенный на неопределенный срок с потребителем без уведомления его об этом, кроме случаев, установленных законом;

установлении неоправданно малого срока для предоставления потребителем согласия на продолжение действия договора, заключенного на определенный срок, с автоматическим продлением такого договора, если потребитель не выскажет соответствующего намерения;

установлении обязательных для потребителя условий, с которыми он не имел реальной возможности ознакомиться перед заключением договора;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права в одностороннем порядке изменять условия договора по собственному усмотрению или на основаниях, не указанных в договоре;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права в одностороннем порядке изменять характеристики продукции, которая является предметом договора;

определении цены товара на момент его поставки потребителю или предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор в случае увеличения цены в сравнении с той, что была согласована на момент заключения договора;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права определять соответствие продукции условиям договора или предоставлении ему исключительного права относительно толкования договора;

ограничении ответственности продавца (исполнителя, производителя) относительно обязательств, принятых его агентами, или обусловливании принятия им таких обязательств соблюдением лишних формальностей;

установлении обязанности потребителя выполнить все обязательства, даже если продавец (исполнитель, производитель) не выполнит своих;

предоставлении продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу, если это может стать результатом уменьшения гарантий, которые возникают по договору для потребителя, без его согласия.

4. Перечень несправедливых условий в договорах с потребителями не является исчерпывающим.

Положение пункта 8 части третьей этой статьи не применяется к условию договоров о предоставлении потребительского кредита, в соответствии с которым кредитодатель устанавливает право расторгнуть договор в одностороннем порядке при наличии оснований, определенных законодательством, и при условии немедленного уведомления каждой из сторон о расторжении договора.

Положение пункта 11 части третьей этой статьи не применяется к договорам, заключенным на неопределенный срок, при условии установления в таких договорах обязательности уведомления заранее потребителя о намерении изменить условия договора и предоставления ему в связи с этим права на расторжение договора.

Положение пункта 13 части третьей этой статьи не применяется к положениям об индексации цены, которые отвечают законодательству, если условия и метод расчета цены четко и недвусмысленно определен в договоре.

Положения пунктов 8, 11 и 13 части третьей этой статьи не применяются к:

операциям с ценными бумагами, финансовыми услугами и другими товарами или услугами, цена которых зависит от изменения котировок или индексов на биржах или ставок на финансовых рынках, которые не контролируются продавцом;

договорам о купле/продаже иностранной валюты, дорожных чеков или о международных денежных переводах, номинированных в иностранной валюте.

5. Если положение договора признано несправедливым, включая цену договора, такое положение может быть изменено или признано недействительным.

6. В случае если изменение положения или признание его недействительным предопределяет изменение других положений договора, на требование потребителя:

такие положения также подлежат изменению; или

договор может быть признанным недействительным в целом.

7. Положение, которое было признано недействительным, считается таким с момента заключения договора. Если к положению вносятся изменения, такие изменения считаются действующими с момента их внесения.

8. Нечеткие или двузначные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя.

9. Если в результате применения условий договора, которые ограничивают права потребителя, потребителю причинены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме. Потребитель имеет право на возмещение убытков, причиненных ему производителем (исполнителем, продавцом), в связи с использованием последним преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности.