Статья 11. Права потребителя в случае приобретения им продукции в кредит

1. Договор о предоставлении потребительского кредита заключается между кредитодателем и потребителем, в соответствии с которым кредитодатель предоставляет средства (потребительский кредит) или берет обязательства предоставить их потребителю для приобретения продукции в размере и на условиях, установленных договором, а потребитель обязуется возвратить их вместе с начисленными процентами.

Не считается предложением потребительского кредита предостережение о возможности предоставления его при приобретении продукции.

2. Перед заключением договора о предоставлении потребительского кредита кредитодатель обязан уведомить потребителя в письменной форме о:

лице и местонахождении кредитедателя;

кредитных условиях, в частности:

а) цели, для которой потребительский кредит может быть израсходован;

б) форме его обеспечения;

в) имеющихся формах кредитования с кратким описанием отличий между ними, в том числе между обязательствами потребителя;

г) типе процентной ставки;

г) сумме, на которую кредит может быть выдан;

д) ориентировочной совокупной стоимости кредита и стоимости услуги по оформлению договора о предоставлении кредита (перечень всех расходов, связанных с получением кредита, его обслуживанием и возвращением, в частности таких, как административные расходы, расходы на страхование, юридическое оформление и т.п.);

е) сроке, на который кредит может быть получен;

е) вариантах возвращения кредита, включая количество платежей, их частоте и объемах;

ж) возможности досрочного возвращения кредита и его условиях;

з) необходимости осуществления оценки имущества и, если такая оценка является необходимой, кем она осуществляется;

и) налоговом режиме уплаты процентов и о государственных субсидиях, на которые потребитель имеет право, или сведениях о том, от кого потребитель может получить подробную информацию;

к) преимуществах и недостатках предлагаемых схем кредитования.

В случае непредоставления указанной информации субъект хозяйствования, который должен ее предоставить, несет ответственность, установленную статьями 15 и 23 настоящего Закона.

3. Кредитодатель не имеет права требовать от потребителя сведений, которые не касаются определения его платежеспособности и не являются необходимыми для предоставления потребительского кредита.

Персональные данные, полученные от потребителя или другого лица в связи с заключением и выполнением договора о предоставлении потребительского кредита, могут использоваться исключительно для оценки финансового состояния потребителя и его возможности выполнить обязательство по такому договору.

Не является нарушением положений абзаца второго этой части сообщение кредитодателем сведений о потребителе Бюро кредитных историй, которое занимается сбором, обработкой, хранением, защитой и использованием информации в соответствии с законодательством о формировании и ведении кредитных историй.

Финансовые учреждения несут ответственность за нарушение прав потребителей в сфере защиты персональных данных согласно закону.

4. Договор о предоставлении потребительского кредита составляется в письменной форме, один из оригиналов которого передается потребителю. Обязанность доведения того, что один из оригиналов договора был передан потребителю, возлагается на кредитедателя. Потребитель не обязан платить кредитедателю какие-либо сборы, проценты или другие стоимостные элементы кредита, которые не были указаны в договоре.

В договоре о предоставлении потребительского кредита отмечаются:

сумма кредита;

детальная роспись общей стоимости кредита для потребителя;

дата выдачи кредита или, если кредит будет выдаваться долями, даты и суммы предоставления таких долей кредита и прочие условия предоставления кредита;

право досрочного возвращения кредита;

годовая процентная ставка по кредиту;

другие условия, определенные законодательством.

В договоре о предоставлении потребительского кредита может отмечаться, что процентная ставка по кредиту может изменяться в зависимости от изменения учетной ставки Национального банка Украины или в других случаях. Об изменении процентной ставки по потребительскому кредиту потребитель уведомляется кредитодателем письменно в течение семи календарных дней с даты ее изменения. Без такого уведомления любое изменение процентной ставки является недействительным.

5. К договорам с потребителями о предоставлении потребительского кредита применяются положения настоящего Закона о несправедливых условиях в договорах, в частности положения, в соответствии с которыми:

для предоставления кредита необходимо передать как обеспечение полную сумму или часть суммы кредита или использовать ее полностью или частично для положения на депозит, или выкупа ценных бумаг, или других финансовых инструментов, кроме случаев, когда потребитель получает по такому депозиту, такими ценными бумагам или другими финансовыми инструментами такую же или большую процентную ставку, как и ставка по его кредиту;

потребитель обязан при заключении договора заключить другой договор с кредитодателем или третьим лицом, определенным кредитодателем, кроме случаев, когда заключение такого договора требуется законодательством или когда расходы по такому договору прямо преду смотрены в составе совокупной стоимости кредита для потребителя;

предполагаются изменения в каких-либо расходах по договору, кроме процентной ставки;

устанавливаются дискриминационные относительно потребителя правила изменения процентной ставки.

6. Потребитель имеет право в течение четырнадцати календарных дней отозвать свое согласие на заключение договора о предоставлении потребительского кредита без объяснения причин. Течение этого срока начинается с момента передачи потребителю экземпляра заключенного договора.

Отзыв согласия оформляется письменным уведомлением, которое потребитель обязан подать лично или через уполномоченного представителя или прислать кредитедателю до окончания срока, указанного в абзаце первом этой части.

С отзывом согласия на заключение договора о предоставлении потребительского кредита потребитель должен одновременно возвратить кредито-дателю денежные средства или товары, полученные в соответствии с договором.

Потребитель также платит проценты за период между моментом получения денежных средств и моментом их возвращения по ставке, установленной в договоре.

Потребитель не обязан платить какие-либо другие сборы в связи с отзывом согласия.

Кредитедатель обязан возвратить потребителю денежные средства, уплаченные им в соответствии с договором о предоставлении потребительского кредита, но не позднее, чем в течение семи дней. За каждый день задержки возвращения потребителю денежных средств, уплаченных им в соответствии с договором о предоставлении потребительского кредита свыше установленного срока (семь дней), потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента суммы, надлежащей к возвращению кредитодателем.

7. Право отзыва согласия не применяется относительно:

потребительских кредитов, обеспеченных ипотекой;

потребительских кредитов на приобретение жилья;

потребительских кредитов, предоставленных на покупку услуги, выполнение которой состоялось до истечения срока отзыва согласия.

8. Потребитель имеет право досрочно возвратить потребительский кредит, в том числе путем увеличения суммы периодических выплат. Если потребитель воспользовался правом возвращения потребительского кредита путем увеличения суммы периодических выплат, установленных в абзаце первом этой части, кредитодатель обязан осуществить соответствующую корректировку кредитных обязательств потребителя в сторону их уменьшения.

9. В случае реализации потребителем своих прав, предусмотренных статьями 8 и 10 настоящего Закона, эти права действуют и в отношении кредитедателя, который предоставил ему потребительский кредит для приобретения продукции. Кредитодатель в таком случае обязан возвратить потребителю сумму уже осуществленных им выплат при расторжении договора купли-продажи (выполнения работы, предоставления услуги) или осуществить соответствующую корректировку кредитных обязательств потребителя.

10. Если кредитодатель в соответствии с договором о предоставлении потребительского кредита получает вследствие нарушения потребителем условий договора право на требование возвращения потребительского кредита, срок выплаты которого еще не наступил, или на изъятие продукции или применение другой санкции, он может использовать такое праволишь в случае:

задержки уплаты части кредита и/или процентов по меньшей мере на один календарный месяц; или

превышения суммой задолженности суммы кредита более чем на десять процентов; или

неуплаты потребителем более одной выплаты, превышающей пять процентов суммы кредита; или

другого существенного нарушения условий договора о предоставлении потребительского кредита.

Если кредитодатель на основе условий договора о предоставлении потребительского кредита требует осуществления взносов, срок уплаты которых не наступил, или возвращения потребительского кредита, такие взносы или возвращение потребительского кредита могут быть осуществлены потребителем в течение тридцати календарных дней с даты получения уведомления о таком требовании от кредитедателя. Если в течение этого периода потребитель устранит нарушение условий договора о предоставлении потребительского кредита, требование кредитодателя теряет силу.

11. Если кредитедатель во внесудебном порядке или до судебного производства обращается с требованием о возвращении потребительского кредита или погашении другого долгового обязательства потребителя, кре-дитодатель не может каким-либо способом требовать какой-либо платы или вознаграждения от потребителя за такое обращение.

При этом кредитодателю запрещается:

предоставлять неправдивую информацию о последствиях неуплаты потребительского кредита;

изымать продукцию у потребителя без его согласия или без получения соответствующего решения суда;

отмечать на конвертах с почтовыми сообщениями информацию о том, что они касаются неуплаты долга или потребительского кредита;

требовать взыскания любых сумм, не указанных в договоре о предоставлении потребительского кредита;

обращаться без согласия потребителя за информацией о его финансовом состоянии к третьим лицам, связанным с потребителем родственными, личными, деловыми, профессиональными или другими отношениями в социальном бытии потребителя;

совершать действия, которые считаются нечестной предпринимательской практикой;

требовать возвращения потребительского кредита, срок давности которого истек.